Взяточничество в уголовном праве

Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Вопрос: В чем состоят особенности уголовной ответственности за взяточничество, установленные новым уголовным законодательством ?

Ответ: С года вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие новую уголовную ответственность за совершение ряда преступлений коррупционного характера, в том числе за взяточничество и коммерческий подкуп. При этом следует иметь в виду, что предметом взятки (коммерческого подкупа) могут выступать не только денежные средства, но и ценные бумаги, имущество или выгоды имущественного характера, имеющие соответствующую стоимостную оценку.

Уголовно-правовая характеристика взятки как предмета.

Согласно Федеральному закону от № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», инициированному Президентом России, уголовный закон устанавливает конкретные виды взятки в зависимости от её размера. Практическое значение указанного разделения заключается в дифференциации степени ответственности за совершение данного преступления применительно к определению компетентным органом конкретных мер уголовного наказания.

Так, все взятки разделены на четыре вида – обычная (до 25 тыс. Настоящим нововведением закона стало установление кратной суммы штрафа в качестве основного и дополнительного наказания за получение должностным лицом взятки.

Дифференциация ответственности за взяточничество в.

  • рублей включительно), значительная (от 25 до 150 тыс. Так, за обычную взятку её получатель может быть наказан штрафом в размере от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, за взятку в значительном размере основное наказание в виде штрафа увеличивается на сумму от 30 до 60-кратной, в крупном размере – от 70 до 90-кратной и в особо крупном – от 80 до 100-кратной.
  • При этом, за каждый из перечисленных видов взяточничества закон сохраняет такую меру наказания, как лишения свободы, применение которой, по-прежнему, допускается судами в зависимости от обстоятельств совершенного преступления, степени общественной опасности и личности преступника.
  • Например, за получение взятки в особо крупном размере лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с обязательным назначением дополнительного наказания - штрафа в 70-кратном размере суммы полученной взятки.
  • Принцип кратности назначаемой в качестве меры наказания суммы штрафов установлен и в отношении коммерческого подкупа, субъектом совершения которого (в отличие от должностного лица при получении взятки), является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, не являющейся органом власти или государственным (муниципальным) учреждением.
  • Следует также отметить, что новый закон в качестве самостоятельного состава преступления устанавливает такое деяние, как посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование указанным лицам в достижении между ними соглашения о даче или получении взятки.
  • При этом уголовно наказуемым становится даже обещание или предложение такого посредничества.

Диссертация на тему Взяточничество уголовно-правовой.

Таким образом, по замыслу законодателя, новый уголовный закон направлен на существенное ограничение не только личных, но и имущественных прав правонарушителей-коррупционеров, комплексное применение которого позволит более успешно реализовать меры государственной антикоррупционной политики.

Кстати, указанным законом увеличен также срок давности юридической ответственности (по истечении которого с момента совершения правонарушения лицо нельзя подвергнуть наказанию) за совершение административных правонарушений коррупционного характера с 1 года до 6 лет.

Рад приветствовать Вас на сайте прокуратуры Владимирской области.

Взятка — Википедия

  1. Вот уже почти три столетия прокуратура стоит на страже закона, являясь надежным защитником интересов граждан и государства.
  2. Решение поставленных перед нами задач невозможно без участия общественности.
  3. Официальное представительство прокуратуры Владимирской области в сети Интернет дает возможность оперативного получения информации о нашей работе, а также позволяет Вам обращаться со своими заявлениями о нарушениях закона.
  4. Уверен, что наше эффективное взаимодействие послужит укреплению правопорядка и законности.
  5. Таким образом, рост преступности в целом и преступлений коррупционной направленности в частности, во многих странахобъективно обусловливает необходимость поиска новых более эффективных уголовноправовых средств противодействия рассматриваемым преступлениям.
  6. Можно отметить, что в настоящее время теоретические подходы к определению таких понятий как «получение взятки», «дача взятки», «посредничество во взяточничестве», а также к регламентации уголовной ответственности за взяточничество как в российском, так и зарубежном уголовном праве весьма неоднозначны и далеко не всегда последовательны.
  7. Регламентация ответственности за взяточничество в уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран: компаративистский аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Усиление противодействия коррупции, и прежде всего, самым опасным ее проявлениям –преступлениям коррупционной направленности, в том числе и с использованием уголовноправовых средств, обусловливается объективными потребностями, а решение данной проблемы становится все актуальнее не только для нашей страны, но и для большинства зарубежных государств.
  8. На этой основе авторы предлагают использовать позитивный опыт, имеющийся в уголовном праве зарубежных стран, при совершенствовании уголовноправовых норм, предусмотренных ст. с учетом такого показателя, как уровень восприятия коррупции, Россия из числа 167 стан, в которых проводилось изучение данной проблемы, оказалась на 119месте, разделивего вместе с такими странами как Азербайджан, Сьерра Леоне, Гайана [1].
  9. В статье рассматриваются особенности правовой регламентации ответственности за взяточничествов уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран (Казахстана, Узбекистана, Польши, Японии, Эстонии, Китая). Ключевые слова:получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, должностное лицо, коррупция Согласно социологических опросов международной организациейпо борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International в 2015г.
  10. Волгоградsentsov_1951@Регламентация ответственности за взяточничествов уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран: компаративистский аспект Аннотация.

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

Волгоградvolkolupovvg@Сенцов Александр Сергеевич кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовноправовых дисциплин Волгоградского филиала РАНХи ГС при Президенте Российской Федерации, г.

На этой основе авторы предлагают использовать позитивный опыт, имеющийся в уголовном праве зарубежных стран, при совершенствовании уголовно-правовых норм, предусмотренных ст. Волколупова Валентина Александровнакандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права УНК по ПС в ОВД Волгоградской академии МВД Российской Федерации, г.

В статье рассматриваются особенности правовой регламентации ответственности за взяточничество в уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран (Казахстана, Узбекистана, Польши, Японии, Эстонии, Китая).

В силу этого и на теоретическом уровне, и с позиций законотворческой и правоприменительной деятельности особый интерес представляет сравнительноправовоеисследование зарубежного уголовного законодательстваоб ответственности за взяточничество и выявление на этойоснове возможности использования позитивного пыта, накопленного в сфере борьбы с коррупцией в российском уголовном праве.

Под взяточничеством понимается совокупность уголовно.

В Республике Казахстанответственность за получение взятки предусмотрена в ст. По УК Республики Казахстана (далее, УК РК) субъектами получения взятки признаются лица, выполняющие государственныефункций либо иные приравненные к ним лица. 311 УК РФ) в Казахстане сохранен ранее существующий и в России (до декабря 2003 г.) признак: неоднократность получение взятки. Но есть и несколько отличий в дифференциации ответственности за дачу взятки. 312 УК РК устанавливает возможность освобождения от уголовной ответственности взяткодателя, впервые давшего незаконное вознаграждение должностному лицу после того, как им были совершены законные действия (бездействие), если это вознаграждение не было заранее обусловлено (отсутствовала предварительнаядоговоренность), а сумма вознаграждения не превышает двух месячных расчетных показателей.

Содержание понятия взятки и признаки объективнойсторонысостава получения взятки (ст. В то же время в качестве особо квалифицирующего признака (п. Отличается оригинальностью и норма, предусмотренная в примечании2 к ст. В частности, в УК РК квалифицирующимпризнакомпризнаетсянеоднократность. Посредничество во взяточничестве в качестве самостоятельного состава предусмотренов ст. Согласно этой нормы посредничество во взяточничестве –это способствование взяткополучателю иливзяткодателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взяткилибо в последующей реализации такого соглашения.

311 УК РК, согласно которойне подлежит уголовной ответственности лицо, получившее незаконное вознаграждение за совершенные им ранее законные действия (бездействие), если это деяние совершено впервые и не было предварительной договоренности об этом(заранее не обусловленное вознаграждение)при условии,если сумма полученного вознаграждения не превышаетдвух месячных расчетных показателей. Квалифицированными видами данного преступления признается его неоднократность илисовершение деяния организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения. 228 Уголовного Кодекса Республики Польша (далее, УК РП)[3].

Регламентация ответственности за взяточничество в.

В Польше уголовнаяответственность установлена не только за незаконное получение лицом, выполняющим публичную функцию, имущественной или личной выгоды, но и за обещание ее принять либо за требование ее предоставить.

В качестве квалифицирующих признаков получения взятки в УК РП предусмотрено совершение данного деяния с нарушением предписаний закона(за незаконные действия (бездействие), а также значительная ценность получаемой имущественной выгоды.

Ответственность взяткодателя предусмотрена в УК РПв ст. XXIX «Преступления против деятельности государственных учреждений, а также органов территориального самоуправления». 229 УК РП«тот, кто предоставляет или обещает предоставить имущественную или личную выгоду лицу, выполняющему публичную функцию, в связи с выполнением этой функции, подлежит наказанию лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет».

Квалифицированными видами дачи взятки признаются: а) склонение лица, выполняющего публичную функцию, к нарушению предписаний закона либо предоставление выгоды такому лицу за нарушение предписаний закона (§ 3);б) предоставление или обещание предоставления имущественной выгоды значительной ценности (§ 4); в)предоставление или обещание предоставления имущественной или личной выгоды лицу, выполняющему публичную функцию в иностранном государстве или международной организации (§ 5).

Максимальныйразмер наказанияза дачу взятки при особо отягчающих обстоятельствах установлен в виде лишения свободына срок до 12 лет.

Вотличие от уголовного законодательства России (ст. 291 УК РФ) в Польше понятием «дача взятки» охватывается не только сама передача незаконного вознаграждения, но и предложение или обещание предоставить его лицу, выполняющему публичную функцию.

Ответственность за посредничество во взяточничестве предусмотрена в ст. Согласно этой норме тот, «кто, ссылаясь на свое влияние в государственном учреждении или органе территориального самоуправления, осуществляет посредничество в разрешении дела за имущественную выгоду или дает обещание предоставления таковой, подлежит наказанию лишением свободы на срок до 3 лет». Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред.докт.юрид. А И Коробеева, —СПб Издательство «Юридическийцентр Пресс», 2001.

В Республике Узбекистан состав получениявзятки предусмотрен в ст. Понятие взятки в этой норме не конкретизируется, как не уточняется и характер совершенного деяния, а лишь устанавливается, что, если вознаграждение «за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку определенного действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения», то такое деяние наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или ограничением свободы от двух до пяти лет либо лишением свободы до пяти лет с лишением определенного права. В этой норме установлено, что лицо, незаконно предоставившее должностному лицу лично или через посредника материальные ценности или имущественные выгоды за выполнение или невыполнение в интересах давшего взятку определенного действия, наказывается штрафом, исправительными работами, арестом либо лишением свободы до трех лет.

В качестве квалифицированных видов получения взятки признаются: получение взятки в крупномразмере;вымогательство взятки;совершение этого преступления группой лиц, повторность, а также рецидив. В качестве квалифицированных видов дачи взятки в УК РФ выделены: повторная дача взятки; совершение этого деяния опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим преступления коррупционной направленности, либо совершение данного деяния в интересахорганизованной группы илиответственным должностным лицом.

Уголовная ответственность за взяточничество.

Оносвобождается от наказания, если его посредническая деятельность явилась результатом вымогательства или если он,совершив посредничествово взяточничестве, первым добровольно заявил о случившемся в письменной форме, до того, как взяткополучатель совершил обусловленные взяткой действия (бездействие) в интересах взяткодателя. Понятием «получение взятки» охватываются: требование государственным служащим передачи ему имущества (вымогательство) либо незаконное получение им причитающейся выгоды, а равно незаконное получение государственным служащим именного комиссионного или агентского вознаграждения (ст.

В уголовном законодательстве Китая ответственность за получение взятки предусмотрена ст. 385 УК Китая);получение государственным служащим незаконного вознаграждения в виде взятки (ст.

386 УК Китая); также действия государственных органов, государственных компаний, предприятий, производственных организаций, народных объединений, как требование, незаконноеполучениеимущества третьих лиц, незаконноеполучение иной имущественной выгоды, причитающейся им; получение неучтенных денежных сумм, минуя расчетный счет, а равно получение именногокомиссионногоили агентскоговознаграждения(ст. 389 УК Китая, как передача государственному служащему имущества в целях получения незаконной выгоды, а равно незаконная выдача комиссионного или агентского вознаграждения государственному служащему при осуществлении экономической деятельности.

387 УК Китая); действия государственных служащих, по поводу использованиясвоих служебных полномочий за незаконное вознаграждение (ст. За дачу взятки предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

История правового регулирования ответственности за.

  1. В качестве квалифицированных видов получения взятки признаются: получение взятки в крупномразмере;вымогательство взятки;совершение этого преступления группой лиц, повторность, а также рецидив. В качестве квалифицированных видов дачи взятки в УК РФ выделены: повторная дача взятки; совершение этого деяния опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим преступления коррупционной направленности, либо совершение данного деяния в интересахорганизованной группы илиответственным должностным лицом.
  2. В качестве особо квалифицирующих признаков в УК РУ выделены: особо крупный размервзятки; совершение действий в интересах организованной группы. Состав посредничества во взяточничестве, как и в УК РФ, выделен в самостоятельный и предусмотрен в ст. В данной норме это преступлениеопределяется,как деятельность, направленная на достижение соглашения о получении или даче взятки, а равно непосредственная передача взятки по поручению заинтересованных лиц.
  3. Квалифицированными видами посредничества во взяточничестве признаются: а) совершение данных деяний повторно; б)опасным рецидивистом либо лицом, ранее совершившим преступления; в)при получении или даче взятки в крупном размере; г) посредничество при получении взятки заведомо для посредника группой должностных лиц, действующих по предварительному сговору.
  4. Особо квалифицирующимипризнакамиявляются действия, совершенные: а) за вознаграждение; б)при получении или даче взятки в особо крупном размере; в) в интересах организованной группы. Однако в отличие от российского законодательства в данных примечаниях четко определен временной промежуток(30 дней), когда возможно добровольное заявление о случившемся.
  5. Максимальныйразмер наказанияза посредничество во взяточничестве при названных особо отягчающих обстоятельствах –лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет. 211 и 212 УК РУ установлены специальные виды освобождения от уголовной ответственности за дачу и посредничество во взяточничестве. Отличается своеобразием регламентация ответственности за взяточничество в уголовном законодательстве Японии.
  6. Так, в Японии состав получения взятки предусмотрен в ст. В этой норме установлена ответственность публичного должностного лица или арбитра за получение, требование или предварительное согласие получить взятку.
  7. Квалифицирующими признаками дачи взятки признаются: а) совершение данного деяния неоднократно; б) совершение его лицом, имеющим судимость за взяточничество. 165.1 УКЭстонии) предусмотрена ответственность за дачу взятки иностранному должностному лицу.
  8. Посредничество во взяточничестве в УК Эстонии выделено в самостоятельный состав, предусмотренный ст.

В уголовном законодательстве Китая ответственность за получение взятки предусмотрена ст. 385 УК Китая);получение государственным служащим незаконного вознаграждения в виде взятки (ст.

386 УК Китая); также действия государственных органов, государственных компаний, предприятий, производственных организаций, народных объединений, как требование, незаконноеполучениеимущества третьих лиц, незаконноеполучение иной имущественной выгоды, причитающейся им; получение неучтенных денежных сумм, минуя расчетный счет, а равно получение именногокомиссионногоили агентскоговознаграждения(ст. 389 УК Китая, как передача государственному служащему имущества в целях получения незаконной выгоды, а равно незаконная выдача комиссионного или агентского вознаграждения государственному служащему при осуществлении экономической деятельности.

387 УК Китая); действия государственных служащих, по поводу использованиясвоих служебных полномочий за незаконное вознаграждение (ст. За дачу взятки предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Если же имели место отягчающие обстоятельства или был причинен существенный вред государственным интересам, то согласно ст.

390 УК Китая максимальный размер наказание в виде лишения свободы увеличивается, и оно может быть назначено на срок от 5 до 10 лет, апри особо отягчающих обстоятельствах –на срок свыше 10 лет либо возможно и бессрочное лишение свободы с конфискацией имущества или без таковой. 392 УК Китая регламентирует самостоятельную ответственность за посредничество при даче взятки государственному служащему при отягчающих обстоятельствах. 392 УК Китая к лицу, рассказавшему по своей инициативе до начала судебного преследования о факте дачи имвзятки или посредничества при даче взятки, наказание может быть смягчено либо он может быть освобожден от наказания . рублей), не перестает быть общественно опасным деянием и создает угрозу причинения не меньшего вреда, чем при значительном размере взятки.

В уголовномзаконодательстве Китая субъектами уголовной ответственности за получение взятки и дачу взятки признаются не только физические, но и юридическиелица. 391 УК Китаяпредусмотрено, что если имеламесто передача имущества государственным органам, государственным компаниям, предприятиям либо выдача различных комиссионных, агентских вознаграждений в целях получения виновным незаконной выгоды, данное деяниенаказывается лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом. Как и в большинстве зарубежных странв УК Китая предусмотрены специальные основания и условия, при наличии которых лицу, давшемувзятку, либо оказавшему посредничество во взяточничестве, наказание может быть смягчено либо он может быть освобожден от наказания. Сравнительноправовое исследование уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за взяточничество свидетельствует о том, что накопленный в ряде стран позитивный опыт использования уголовноправовых средствпротиводействия коррупционным преступлениямвполне может быть востребован и отечественным законодателем при дальнейшей корректировке соответствующих норм УК РФ (ст. Представляется, что ив России посредничество взятки в меньших размерах, чем указано в ч. Следовательно, криминализация данного деяния способно повысить эффективность противодействия преступлениям коррупционной направленности.

Вотличие от российского уголовного законодательствапо УК Китая за дачувзятки ответственность установлена не только при ее передачи, но и различным государственным органам, учреждениям и т. Если такое преступление совершено организацией(юридическим лицом), то в отношении нее применяются штрафные санкции, а руководители организации и другие ответственные лица наказываются в соответствии с ч. Более того,во многих иностранных государствах получение незаконного вознаграждения служащими государственных учреждений и организаций, не являющихся должностными лицами,за выполнение действий (услуг), входящих в их служебные обязанности и, соответственно, дачатакоговознаграждения указанным лицам, также криминализированы и влекут уголовную ответственность.

С учетом имеющегося позитивного опыта законодательного конструирования уголовноправовых норм об ответственности за взяточничество российскому законодателю можно рекомендовать в большей степени дифференцировать ответственность за получение взятки в зависимости от того, были ли заранее обусловлены действия(бездействие) за совершение которых взяткополучателюбыло передано незаконное вознаграждение.

Более того, представляется очевидным, что если должностное лицо, совершив законные действия (бездействие), получает затем незаконное вознаграждение, которое хотя и связано с данным деянием («взяткаблагодарность»), но не было заранее обусловлено, то степень общественной опасности такого коррупционного поведения значительно меньше по сравнению с заранее обусловленным получением взятки.

Поэтому вполне логичным было бы выделение специального состава получения заранее не обусловленной взятки в уголовноправовой норме с менее строгой санкцией. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции —информация об исследовании.

[Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий.

Взя́тка — принимаемые должностным лицом (взя́точник) материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткода́теля, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Действия по передаче и принятию взятки в большинстве стран противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса.

Получение и дача взятки государственным служащим — в уголовном и уголовно-процессуальном кодексе стран СНГ называется взяточничество и является полным синонимом термина коррупция.


Видео по теме: